Образовательные стандарты и требования
Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- духовно-нравственное развитие и воспитание.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчинённости;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Структура
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году[4].
Реализация ФГОС в образовательном проце
Для реализации каждого ФГОС в МОУ Георгиевская ООШ разработана основная образовательная программа (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.
ОТЧЕТ о внедрении и реализации обновленного ФГОС ООО и НОО в МОУ Георгиевская ООШ в 2023-2024 учебном году
Образовательный процесс в школе осуществляют 7 учителей-предметников. Качественный состав педагогических работников, внедряющих новые стандарты основного общего образования и НОО представлен следующим образом:
-100 % - соотв. занимаемой должности
-имеют стаж педагогической работы 10-25 лет 3учителя, 30-45 лет -4учителя;
-КПК по всем предметам -100%.
Переход на ФГОС СОО в 2023-2024 учебном году.
Проводилась подготовительная работа:
- Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС ООО и НОО.
- Составление основной образовательной программы основного и начального общего образования.
- Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО и ООО.
- Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС ООО, НОО.
- Информирование родителей всех уровней о подготовке к переходу на новые стандарты.
В школе создана необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня.
Подготовлена документация:
- составлена дорожная карта по внедрению и реализации обновленного ФГОС ООО и НОО;
- основная образовательная программа основного общего образования, начального общего образования;
- изданы приказы: «О введении федерального образовательного стандарта ООО, НОО в МОУ Георгиевская ООШ», «О создании рабочей группы по введению и реализации обновленного ФГОС НОО, ООО» и др.;
- план методического сопровождения ФГОС ООО, НОО, план - график мероприятий по обеспечению введения обновленного ФГОС ООО, составлен перспективный план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников на 5 лет.
На сайте школы отражены материалы по ФГОС ООО, НОО: учебный план ОУ, расписание занятий внеурочной деятельности, режим работы школы, Устав школы, Основная образовательная программа ООО, НОО, план мероприятий по внедрению и реализации обновленного ФГОС ООО и НОО, годовой календарный учебный график, рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности, разработанные в Конструкторе.
Вопрос по введению обновленного ФГОС ООО, НОО был рассмотрен на педагогическом совете, родительских собраниях. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся.
В начале 2023-2024 учебного года проведена интенсивная информационная работа с родителями по вопросам организации обучения учащихся, обсуждение проекта стандартов, ознакомление родителей с образовательной программой школы основного и начального общего образования.
В школе созданы материально- технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования: большинство учителей имеет свое автоматизированное рабочее место, которое включает в себя: интерактивную доску, мультимедийный проектор, персональный компьютер. На начало 2023-2024 учебного года в школе каждый кабинет оснащен компьютером или ноутбуком, один компьютерный класс, 3 интерактивных панели, 1 кабинет с проектором и экраном.
Все педагоги владеют компьютером на уровне пользователя, 100% учителей используют материалы к уроку в компьютерном виде, 90% учителей постоянно применяют на уроках компьютер, 100% учителей используют на открытых уроках ИКТ.
В кабинетах соблюдается санитарный режим, школьные парты промаркированы в соответствии с требованиями СанПин.
На уроках по ФГОС учителями использовалось применение современных педагогических технологии:
- ведение уроков, основанное на системно - деятельностном подходе, применение проектных методов обучения, личностно - ориентированного и дифференцированного обучения, исследовательских методов, информационно-коммуникативных технологий. Информационно-образовательная среда представлена школьным сайтом.
Выводы:
- Кадровое обеспечение, постоянное повышение квалификации, обучение на курсах использование современных учебно-методических источников, постоянный контроль вопросов профильного обучения позволяют на высоком уровне вести преподавание предметов, качественно готовить обучающихся, которые показывают положительные результаты и положительную динамику усвоения учебного материала и применения его на практике
Рекомендации:
I Необходимо продолжить профессиональную подготовку педагогов по ведению профильного обучения;
- Совершенствовать нормативную базу по профильному обу ченню и предпрофильной подготовке:
- Работать над повышением качества обучения предметам.
- Обратить особое внимание на организацию работы с одаренными учащимися, активно привлекать обу чающихся к участию в олимпиадах;
- Укреплять материально*техническую базу и методическое обеспечение по предметам
Собственные образовательные программы организации отсутствуют